Одежда наших предков является не просто показателем моды прошлых времен, но и отражением их верований и обрядов. Головной убор был основным индикатором статуса женщины и соответствовал определенному периоду ее жизни. Основным атрибутом девичества раньше считалась прическа из одной косы. Она спускалась на спину, а в конце украшалась косником, махром или лопасником.
Головной убор девушек всегда оставлял косу открытой. В переворотный момент жизни девушки – в день ее свадьбы совершался важный обряд повивания молодой. Он заключался в распускании девичьей косы и сменой ее на женскую прическу из двух кос, поверх которой одевался головной убор замужней казачки. Этот обряд символизировал «смерти девичьей души» и рождение ее в качестве замужней женщины. В каждой местности в этом процессе участвовали самобытные праздничные головные уборы, выглядевшие часто замысловато и эпатажно для взгляда современного человека. Донским казачкам для повивания служила кичка, но и она для верхнего, среднего и нижнего Дона имела свой самобытный вариант.
К сожалению, казачья кичка настолько архаичный головной убор, что подлинных ее экземпляров не сохранилось и о бытовании этого головного убора свидетельствуют лишь старинные описания, сделанные ещё в 18-19 веках.
В целом кичка являлась частью праздничного костюма казачки, она дорого украшалась камнями, жемчугом, вышивалась золотом и серебром, увешивалась металлическими деталями. От такого обилия украшений ее вес мог составлять несколько килограмм, что было достаточно тяжело, да и дорого для многих женщин. Очевидно, это стало одной из причин исчезновения из употребления кички и приходу более простых и легких головных уборов.