Новочеркасск спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства , с просторными площадями, широкими проспектами и утопающими в зелени бульварами, но знаем ли мы того, кто дал облик исторической части города?
Сегодня мы познакомимся с архитектором Новочеркасска Франсом Павловичем Деволаном. Это значимая личность в истории градостроительства в Российской Империи.
Читая биографию, даже трудно представить сколько сил, таланта и энергии было у этого человека! Живя на рубеже 18-19 веков, не имея быстрых средств передвижений, цифровых средств коммункаций- как много значимых вещей сделал Франс Деволан,навсегда войдя в историю нескольких стран.
Давайте знакомиться!
Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан) по происхождению брабантский дворянин, родился 20 сентября 1752 года в Антверпене.
Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами.
По протекции российского посла в Гааге С. А. Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787
На южных границах России Деволан сначала состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. Приняв в звании исполняющего дела первого инженера армии участие в кампании против турок, он находился при осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. 25 марта 1791 года он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени
«За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии.»
Тогда же он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.
В 1792 году Деволан занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Чёрного морей и в следующем году был утверждён в должности первого инженера Южной армии А. В. Суворова; в 1794 году находился при той же армии в Польше при подавлении восстания Костюшко; за отличие произведён в полковники и награждён орденом св. Владимира 3-й степени.
В звании старшего инженера в 1795 году он управлял постройкой крепости Фанагории, порта Ахтиар, крепостей Кинбурнской и Тираспольской, а также руководил основанием Перекопа, Овидиополя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов Николаева, Новочеркасска, Каменска-Шахтинского.
В рескрипте графу П. А. Зубову от 4 декабря 1795 года императрица Екатерина II отметила полезные труды Де-Волана. Около этого времени адмиралу де Рибасу и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть возможно тщательнее берега устья Днепра и Чёрного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта.
Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, которая только что была завоёвана у турок; по приказанию Екатерины, в 1794 году она была названа городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью.
Планы города и гавани, составленные Деволаном, удостоились высочайшего утверждения , и под его же руководством приказано было производить все работы, к которым и приступили немедленно.
Места под постройки были здесь отводимы, на вечное владение, частным лицам, вследствие чего и Франц Павлович получил участок земли. Под его талантливым руководством работы производились весьма успешно и в 1796 году были окончены; вслед за тем город назван был Одессой, а сам Деволан получил орден св. Владимира 2-й степени.
Между прочим, по плану Франца Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба, привозимого чумаками, на таврическую соль, что продолжалось, однако, недолго вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов.
Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на сам характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал своё мнение: определив направление операционных линий, он располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав).
Эта его работа, а также разработка вопроса — о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его военный взгляд на будущее южного побережья и систему его укреплений выразился в «Записке», в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, её направление, место высадки неприятеля и прочее.
24 июля 1797 года он был произведён в генерал-майоры.
Спустя время Деволан представляет выработанный им план обходных каналов Онежского и Ладожского озёр. За эти труды Деволан 18 февраля 1800 года был произведён в генерал-лейтенанты.
Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811 году, проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем, и проект канала между Шексной и Северной Двиной для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Санкт-Петербургом (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского).
Во время службы в департаменте водяных коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую, нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими реками; заведовал работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя шлюзами, совершенно окончен в 1803 году; он же, наконец, устроил Огинский канал, оконченный и открытый в том же году. В 1804 году он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных других сооружений по Кумед , Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышенки.
Так же, Деволан принимал участие в строительстве первого насыпного каменного шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом.
Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города несут память о нём.
Среди прочих наград Деволан имел ордена св. Иоанна Иерусалимского (1801), св. Анны 1-й степени (1802), св. Александра Невского (1809).
Франц Павлович Деволан скончался 30 ноября 1818 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище.